Почему вам не верят.
Большая ложь про активное слушание

provalnoe-aktivnoe-slushanie

Провальное активное слушание — это похуже, чем просто пассивное. Вы же не хотите, чтобы вас считали фальшивым насквозь лицемером?

Все слышали про активное слушание, про кучу плюсов, которая свалится на человека, который им овладеет.

Активного слушателя вроде как должны полюбить все: и семья, и коллеги, и начальство, и подчиненные, и клиенты – о, клиенты должны просто падать в обморок от счастья, слыша его монотонные «угу» и видя кивание китайского болванчика. Да что там клиенты – даже генерал ФСБ, едущий с ним в одном купе поезда, должен по собственной воле выдать ему все государственные тайны от 1917 до 2015 года включительно – и улыбаться потом на расстреле, вспоминая, с каким прекрасным слушателем ему выдалось пообщаться.

Так, что ли?

Но потом мы начинаем применять активное слушание в той форме, в которой нам его объяснили – то есть внимательно и понимающе смотреть, кивать, поддакивать и говорить «угу», думая при этом только о том, достаточно ли часто мы киваем и не надо ли говорить «угу» громче. В лучшем случае ничего не происходит. В среднем случае нас спрашивают, чем мы заболели и не заразно ли это. В худшем – собеседник понимает, что общается с очередным «активным слухачом» и разочаровывается в нас.

В любом случае – это не активное слушание. А что такое активное слушание?

Виды слушания

Первая ошибка происходит тогда, когда человек решает, что активным слушанием является все, что не является пассивным. Нет. Виды слушания немногочисленны, но их все-таки не два.

  1. Пассивное слушание. Есть такая идиома «как об стенку горох». Именно так – ноль реакции, ноль заинтересованности.
  2. Фальшивое слушание. Вот именно это слушание и модно сейчас называть активным. Пресловутые «угу», «что вы говорите?», «конечно», «вы абсолютно правы», кивок, кивок, кивок, пустые глаза. Ваша задача – показать собеседнику, что вы его слушаете. Но не слушать.
  3. Избирательное слушание. Вы уже решили, что этот человек должен сказать. Именно это вы и слышите. Пусть даже для этого нужно пропустить мимо ушей 95% сказанного. И пусть даже ваш собеседник вообще не говорил того, что вы услышали.
  4. Активное слушание. То, что скажет этот человек, вам зачем-то нужно. Собираете факты, любопытствуете – неважно. Вам действительно интересно – но определенная информация нужна только для ваших личных нужд. Никакая информация помимо этой вас не интересует.
  5. Настоящее слушание. Ваше внимание действительно полностью направлено на человека.

Как ваши приемы активного слушания выводятся на чистую воду

Как вы сами видите, принципиальная разница между этими видами слушания – не жесты, не реплики, не положение тела. Только то, что у вас внутри.

Вы спрашиваете, зачем вам слушать этого пустомелю, если вполне достаточно просто показать это. Люди умнее, чем кажется. Или, вернее, нет. Люди в большинстве своем действительно не очень умны. Но они многое чувствуют. Большая часть людей способна распознать фальшь по тем признакам, которые вы даже не контролируете толком – выражение глаз, тонкая интонация реплик.

И научиться контролировать эти признаки можно. Можно сделать так, чтобы вычислить вас могли лишь немногие. Но если ваше внимание внутри – истинно, то вычислить в вас лжеца нельзя в принципе. И тренировка себя внутри в данном случае не сложнее, чем тренировка себя снаружи.

Что делать?

Во-первых, избегайте фальшивого слушания. Почему – понятно. Большая часть людей почувствуют вашу фальшь и свою смутную неприязнь к вам. Меньшая часть людей – заметит, что вы пытаетесь охмурить их с помощью активного слушания, и поймут, как плохо у вас это получается.

Что для этого сделать? Просто будьте собой.

Во-вторых, избегайте слушания избирательного. Оно может довести до белого каления даже самого спокойного человека. Помните шутку про ученого и журналиста?

Ученый: «Нам удалось разрушить 10 процентов раковых клеток в хвосте лабораторной крысы».
Газетный заголовок на следующий день: «Ученые победили рак!».
Ученый: «Мы не вылечили рак, мы просто ближе продвинулись к лечению рака в будущем».
Газетный заголовок на следующий день: «Ученые путешествуют во времени!».
Ученый: «Пошел на *** отсюда!».
Газетный заголовок на следующий день: «Ученый изнасиловал журналиста».

Человек, скорее всего, хочет сказать именно то, что говорит. И хочет, чтобы вы поняли то, что он говорит, а не то, что сами про него придумали.

Что для этого сделать? Уберите из себя представления об этом человеке. Стереотипы вроде «да он либерал, я знаю, он сейчас начнет ругать режим». Пусть в вашем внимании будет не ярлык человека, а сам человек.

А вот делать ли третий шаг? Судите сами – если вам действительно не нужно от этого человека ничего, кроме какого-то небольшого дела, если вы не собираетесь строить и поддерживать отношения с ним, не собираетесь завоевывать его доверие, то уже сделанного вами вполне достаточно.

Нет? Тогда знайте: люди также отличают хорошего собеседника по деловым вопросам и человека, с которым действительно можно поговорить, получая от этого удовольствие, просто для себя. И активный слушатель – не фальшивый даже, а действительно активный, является первым, а не вторым. Вторым является тот, кто освоил настоящее слушание.

Что для этого сделать? Уберите из себя себя. Это не парадокс. Не дзенский коан. Просто в вашем внимании есть человек и есть вы, ваши интересы, ваши пожелания к тому, что должен говорить человек. А он просто выговаривается. Никто его не слушает – ведь в нашем мире вообще почти никто никого не слушает. Потому что каждый слишком занят собой.

Уберите это из себя – и вы станете великим слушателем.

Надо ли перечислять преимущества, которые это даст вам в итоге во всех областях жизни?


sample-81

Получили пользу от статьи? Получите еще больше:

  • Статьи с методиками делового и личностного роста
  • Самые принципиальные для российского бизнес-сообщества новости
  • Старые и современные притчи о главном
Выдаем тайны по e-mail. Подпишитесь на них

Оцените статью ПлохоБесполезноНеплохоПолезноОчень интересно (голосов: 3, оценка: 5,00)
.
Похожие записи

СВЕЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

  • 19
    12.2016

    5 причин не нанимать сотрудника, даже если он квалифицирован

    Вы занимаете руководящий пост — а значит, периодически вам приходится нанимать новых людей. И с большой долей вероятности вы при этом наступаете на те же грабли, на которые наступает большинство работодателей. В первую очередь абсолютное большинство рекрутеров в первую очередь смотрит на квалификацию сотрудника — его навыки, его стаж. Они по привычке пишут длиннющие списки […]

  • 8
    12.2016

    Стресс и 10 работающих способов избавиться от него

    Покажите мне человека, который не задолбался. Доказано: умеренный стресс полезен. Не сильная и не постоянная тревога. Она «подогревает» мозг, нервные клетки, ответственные за долгосрочную память, начинают размножаться быстрее. Но полезен только умеренный стресс. Потому что от неумеренного стресса запускается атрофия участка мозга, который отвечает за самоконтроль. Ну и покажите мне человека, который разумно испытывает только […]

  • 28
    10.2016

    Выходные успешного человека: 10 отличий от обычных выходных

    Когда в делах — я от веселий прячусь; Когда дурачиться — дурачусь; А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников; я не из их числа. реплика Чацкого, «Горе от ума», Александр Грибоедов Конечно — ваш успех не определяется тем, как вы отдыхаете. Он определяется тем, как вы работаете. Но вот то, как вы работаете… как […]

  • 30
    09.2016

    Как копировать чужой бизнес? Инструкция для умных

    Во-первых. Рассуждения о том, что копировать плохо и надо идти полностью своей дорогой — несостоятельны. Даже если вы выносили просто невероятную идею, невиданную ранее категорию товара, которая нужна всем, хотя они об этом не знают. Даже в этом случае ваша бизнес-модель все равно будет опираться на уже разработанные кем-то. И человек, который гордо заявляет, что […]

  • 26
    09.2016

    6 уроков бизнеса, которые вы могли бы дать своему ребенку

    Не всему учат в школах и университетах. И вот незадача — главному как раз-таки не учат. Синусы, косинусы, «я помню чудное мгновенье»… Это все факультативно. Характеристики, необходимые для успешной жизни, возможность побеждать себя и обстоятельства — вот что главное. Нам всем приходилось постигать эту науку самостоятельно. А задача образования и воспитания — спрямить путь человека. […]

  • 12
    09.2016

    Как выбирать сотрудников? Кого из них стоит сохранять? Как вычислить лентяев?

    Три вопроса из заголовка тесно связаны. Выбор сотрудников для вашей команды вообще во многом крутится именно вокруг лени и привычки к имитации бурной деятельности. Таким образом, если мы поймем, как вычислить лентяя, скрывающего свою сущность — и лучше всего, конечно, сделать это как можно раньше — то проблема подбора сотрудников будет по большей части решена. […]