5 ошибок школьных отличников,
которые приводят к поражению в жизни

5-oshibok-otlichnikov

Пять, пять, пять… А потом — большая черная двойка и подпись «Не знает своего места в жизни». Почему так получается?

В жизни отличники работают на троечников. Правда ли это?

Всем известна теория о том, что наибольших успехов в жизни чаще добиваются троечники или в лучшем случае хорошисты – но не двоечники и не отличники. С двоечниками все в общем понятно – хотя и там, конечно, бывают исключения. А вот в отличников-неудачников многие даже не верят с первого раза. Правда, потом оказывается, что эта теория действительно подтверждается на практике. Но почему?

Что такого делают отличники, что не дает им добиваться успеха в реальной жизни?

Кажется, в наших руках ответ на этот вопрос. Пять взаимосвязанных ошибок, которые реально способны перекрыть для человека путь к вершинам. Склонность к этим ошибкам действительно вырабатывается о отличников в школе. Впрочем, опасаться их надо не только отличникам.

Даже если вы всю дорогу честно перебивались с тройки на четверку, а сейчас уверенно идете к успеху, далеко обогнав всех отличников, которые чувствовали себя такими умными за соседними партами – это не значит, что вы не можете начать совершать эти ошибки теперь. Почему? Давайте разбираться.

Первая ошибка. Патологическое желание быть похваленным

Всех детей иногда хвалят. Отличников в среднем хвалят чаще и больше, чем остальных — как в школе, так и дома. Хвалящий, разумеется, считает, что он поступает правильно, вдохновляя нашего маленького отличника на новые свершения. Так-то оно так. Но есть здесь и побочный эффект.

Похвала – это наркотик.

Наш много и заслуженно хваленый маленький отличник подсаживается на него с намного большей вероятностью, чем лоботряс Вася с задней парты. И дальше его жизненный путь подчиняется желанию получить похвалу. К чему это ведет?

Наибольшая вероятность получить похвалу определенно ждет маленького отличника на проторенных путях. Но все мы знаем, что настоящего успеха добиваются те, кто либо не идет этими путями изначально, либо способен свернуть с них в нужный момент. Взрослый неудачник с синдромом отличника в терминальной стадии не сможет этого сделать. Но это бы еще полбеды.

NOTA BENE. Вот только не надо сейчас начинать игнорировать успехи ваших детей (если они у вас есть) от боязни перехвалить их. Не надо отвращать их от страсти добиваться нового. Просто необходимо также привить им несколько полезных особенностей троечников. Сочетание будет козырным в любой жизненной ситуации.

Вторая ошибка. Гипертрофированная боязнь провала

Итак, само по себе патологическое желание быть похваленным – это еще полбеды. Так что же тогда – целая беда?

Целой бедой является вторая ошибка нашего маленького отличника – гипертрофированная боязнь ошибки. Ведь после провала его не только не похвалят, но, может быть, даже задумаются, стоит ли хвалить потом.

Понятно, что никто не любит проигрывать. Но настоящая победа часто приходит за чередой поражений и является их логическим продолжением, она невозможна без них.


Волков бояться – в лес не ходить. Но не ходя в лес, вы не только не добудете медведя, но даже и сыроежек не соберете.

Третья ошибка. Неумение отступать

Из второй ошибки прорастает третья – неумение признать ошибку, которая уже сделана, отступить, перегруппироваться и попробовать заново.

Это уже клиника. Потому что здесь в синдром отличника вплетается склонность к самообману, которая в итоге может развиться в эскапизм – а дальше выбор широк: алкоголизм, телевизор, сонная одурь.

А для того, чтобы добиться успеха, часто бывает просто необходимо сделать шаг назад, отматывая последствия неверного выбора, и пойти другой дорогой, пользуясь накопленным опытом. И нет в этом ничего страшного или стыдного. Куда страшнее и постыднее продолжать скакать на мертвой лошади. Но попробуйте объяснить это нашему маленькому отличнику.

Четвертая ошибка. Потерянность в выборе

Знаете, почему бразильцы так хорошо играют в футбол? Потому что для почти любого ребенка из бразильской глубинки футбол – это единственная возможность выбиться в люди. Как тут не заиграть?

Так вот – у отличника путей для самореализации обычно куда больше, чем у троечника. Еще бы – ведь у него по всем предметам пятерки. Но он ведь знает, что у него должна быть пятерка – причем с плюсом – по главному предмету, то есть по жизни. И вот на каком из этих путей он сможет добиться самого большого плюса после этой пятерки?

Так и тормозит, пока возможности не поотваливаются сами. Или идет на поводу у внешнего решающего фактора – мнения родителей, друзей, моды. И как знать, какой из этих вариантов хуже.

Пятая ошибка. Неспособность к долгим усилиям

Особенно сильно эта ошибка косит ряды тех маленьких отличников, которым в принципе не приходилось прилагать значительных усилий для того, чтобы добиваться похвалы во всех областях. Те, которым все давалось легко. Потому что все не может даваться легко до бесконечности. Рано или поздно все равно придется впахивать – и не сдаваться после первого, второго, десятого отсутствия результата.

Не все отличники умеют это. И это еще одна причина, по которой они проигрывают.

Итог

Все просто, господа отличники. Давайте отучим себя от этих ошибок, пока не поздно. Впрочем, всем остальным читателям этой статьи следовало бы хорошо просканировать себя на предмет этих ошибок. Дело в том, что у отличников в школе они вырабатываются легко и просто – поэтому в честь них и названы. Однако они могут вырабатываться и позже – особенно у тех, кому что-нибудь хорошо удается. Будем внимательными.


sample-81

Получили пользу от статьи? Получите еще больше:

  • Статьи с методиками делового и личностного роста
  • Самые принципиальные для российского бизнес-сообщества новости
  • Старые и современные притчи о главном
Выдаем тайны по e-mail. Подпишитесь на них

Оцените статью ПлохоБесполезноНеплохоПолезноОчень интересно (голосов: 6, оценка: 4,17)
Похожие записи

СВЕЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

  • 19
    12.2016

    5 причин не нанимать сотрудника, даже если он квалифицирован

    Вы занимаете руководящий пост — а значит, периодически вам приходится нанимать новых людей. И с большой долей вероятности вы при этом наступаете на те же грабли, на которые наступает большинство работодателей. В первую очередь абсолютное большинство рекрутеров в первую очередь смотрит на квалификацию сотрудника — его навыки, его стаж. Они по привычке пишут длиннющие списки […]

  • 8
    12.2016

    Стресс и 10 работающих способов избавиться от него

    Покажите мне человека, который не задолбался. Доказано: умеренный стресс полезен. Не сильная и не постоянная тревога. Она «подогревает» мозг, нервные клетки, ответственные за долгосрочную память, начинают размножаться быстрее. Но полезен только умеренный стресс. Потому что от неумеренного стресса запускается атрофия участка мозга, который отвечает за самоконтроль. Ну и покажите мне человека, который разумно испытывает только […]

  • 28
    10.2016

    Выходные успешного человека: 10 отличий от обычных выходных

    Когда в делах — я от веселий прячусь; Когда дурачиться — дурачусь; А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников; я не из их числа. реплика Чацкого, «Горе от ума», Александр Грибоедов Конечно — ваш успех не определяется тем, как вы отдыхаете. Он определяется тем, как вы работаете. Но вот то, как вы работаете… как […]

  • 30
    09.2016

    Как копировать чужой бизнес? Инструкция для умных

    Во-первых. Рассуждения о том, что копировать плохо и надо идти полностью своей дорогой — несостоятельны. Даже если вы выносили просто невероятную идею, невиданную ранее категорию товара, которая нужна всем, хотя они об этом не знают. Даже в этом случае ваша бизнес-модель все равно будет опираться на уже разработанные кем-то. И человек, который гордо заявляет, что […]

  • 26
    09.2016

    6 уроков бизнеса, которые вы могли бы дать своему ребенку

    Не всему учат в школах и университетах. И вот незадача — главному как раз-таки не учат. Синусы, косинусы, «я помню чудное мгновенье»… Это все факультативно. Характеристики, необходимые для успешной жизни, возможность побеждать себя и обстоятельства — вот что главное. Нам всем приходилось постигать эту науку самостоятельно. А задача образования и воспитания — спрямить путь человека. […]

  • 12
    09.2016

    Как выбирать сотрудников? Кого из них стоит сохранять? Как вычислить лентяев?

    Три вопроса из заголовка тесно связаны. Выбор сотрудников для вашей команды вообще во многом крутится именно вокруг лени и привычки к имитации бурной деятельности. Таким образом, если мы поймем, как вычислить лентяя, скрывающего свою сущность — и лучше всего, конечно, сделать это как можно раньше — то проблема подбора сотрудников будет по большей части решена. […]