6 уроков бизнеса,
которые вы могли бы дать своему ребенку

уроки бизнеса, которые вы могли бы дать своему ребенку

Классическое образование на данный момент не справляется с воспитанием успешных людей — это приходится признать. Но не обязательно смиряться с этим.

Не всему учат в школах и университетах. И вот незадача — главному как раз-таки не учат. Синусы, косинусы, «я помню чудное мгновенье»… Это все факультативно. Характеристики, необходимые для успешной жизни, возможность побеждать себя и обстоятельства — вот что главное.

Нам всем приходилось постигать эту науку самостоятельно. А задача образования и воспитания — спрямить путь человека. Чтобы ему не приходилось метаться по уже истоптанным нами и нашими прадедами граблям. Чем прямее человек пройдет этот путь, тем дальше углубится в новое — туда, докуда мы с вами, вероятно, уже не доберемся.

Помогите своим детям. Ключевые характеристики, о которых пойдет речь сегодня, помогают продвигаться в любой сфере деятельности — а в первую очередь, конечно, в бизнесе.

Главная проблема в том, что существующая система образования и принципы воспитания в большинстве семей не только не помогают этим характеристикам раскрываться, но и напротив — забивают их, лишая формирующегося человека возможности быть успешным.

Как? Сейчас вы увидите сами.

Ценить каждый опыт

Результат каждого события — опыт. Ключевое слово здесь — каждого. У нас как-то принято, что за победы хвалят, а за ошибки — ругают. Но ошибка также дает опыт — и часто не меньше, чем победа. Передайте ребенку правильное отношение к ошибкам.

«Чему нас («нас» — не «тебя»!) научила эта ситуация?». «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше?». Вот правильные вопросы. И не пытайтесь сходу навязать ребенку свои суждения о том, чему эта ситуация должна была научить. Выведите его на пристойные выводы вопросами, позвольте ему думать самостоятельно и подстрахуйте его в случае чего.

Если бы инструктор по вождению на учебных поездках по городу всегда вел машину самостоятельно — это обучение давало бы намного меньше проку. Если бы инструктор по вождению не страховал ученика во время первых поездках — это обучение было бы опасным. Действуйте так, как действует инструктор в реальности.

Ты — это ты

Не второй Стив Джобс, не второй Владимир Путин и не второй Александр Блок. И даже не второй папа. Только ты.

Что это значит?

Можно было бы сказать «нельзя подражать кому-либо». Но, видите ли… это изначально верная мысль, но именно в этой формулировке она становится неверной и довольно вредной. Особенно для детей.

Потому что подражать мы все всё равно будем. Ребенок будет подражать вам (если вы все делаете правильно). Вы сами будете подражать тем, кого уважаете и высоко цените.

Вопрос только в том, до какой степени будет простираться это подражание. Есть две крайности.

  1. Полный отказ от любых авторитетов. Попытка этого отказа (на самом деле являющаяся скорее переключением на противоположные авторитеты) с девяностопроцентной вероятностью еще произойдет с вашими детьми в переходном возрасте. А после схлынет. Это нормально. Но нормально это только для этого вот переходного возраста. В противном случае — это явно нездорово. И даже самые великие, оригинальные и самостоятельные люди обязательно приведут вам несколько персон, на которых они ориентируются. Что не мешает им быть великими, оригинальными и самостоятельными.
  2. Безоглядное подражание. Копия всегда менее ценна, чем оригинал. Проживая свою жизнь так, как прожил бы ее кто-то другой, мы тратим ее впустую. Потому что жизнь другого была прожита и так. А шанс на собственную мы таким образом не использовали. Не надо огорчать мироздание. Для такой судьбы оно создало пчел и муравьев. Людей — для другой.

Как всегда при выборе из двух крайностей правильный вариант — где-то посередине.

Чужие судьбы, чужой опыт, подражание кому-либо в чем-либо — все это материал для фундамента, на котором человек построит себя. И самым ценным, настоящим вкладом человека в человечество будет именно то свое, которое он возведет, опершись на чужое. Донесите эту мысль до ребенка.

И мало просто проговорить ее. Нужно создавать условия для ее понимания.

Потому что система образования будет говорить обратное. Возможно, конкретный учитель оценит то, что ребенок решил задачу правильно, но совершенно другим, не полагающимся по учебнику путем. Но в целом система и большинство ее представителей — нет.

как воспитать в ребенке черты успешного предпринимателя

Конечно, наиболее всего от этих черт зависят бизнесмены. Поэтому, кстати, в России такой низкий процент предпринимателей. Но в современном мире эти характеристики становятся важны для успеха в любом деле.

И про большинство семей можно сказать то же самое. «Нет, ты будешь, будешь юристом, как твой отец!». «Почему ты просто не можешь вести себя, как нормальный человек?». Не надо так.

Самоотдача и увлеченность

Можно быть хорошим специалистом, если разобраться во всех деталях процесса и со скукой и отвращением на лице выполнять все, как полагается. Но нельзя быть отличным специалистом. Для этого дело должно вызывать страсть.

И какой, по большому счету, смысл выбирать делом своей жизни то, что тебе в принципе не нравится?

Но много ли страстных увлечений у среднего человека? Есть ли они вообще у большинства? Они ведь были — они неуклонно появляются в детстве у каждого, кто видит, что такие увлечения есть, например, у родителей — и не обязательно являются теми же самыми, что и у них. Просто они есть.

Но для этих увлечений бывают более горячие и более холодные периоды. Если никто не подбодрит начинающего человека в тот момент, когда он будет готов уйти, опустив руки — он ведь может и уйти.

А уж если ему при этом будут приговаривать «да зачем тебе эта экология — вон, менеджеры зарабатывают, на форд-фокусах ездят, в Турцию (то есть теперь уже не в Турцию, конечно) летают»… В таком случае на выходе у нас просто может получиться еще один несчастный, бессмысленный и, возможно, безработный человечек, не нашедший своего места в жизни, зато нашедший не свое.

Вы видите в своем ребенке искры?

И не думайте, что вы можете произвольно выбрать, какие именно искры будут гореть в его душе. Вы можете подтолкнуть, предложить выбор — но в итоге это будет решаться без вас. Примите это — потому что ваше вмешательство здесь может только испортить всё.

Не бояться экспериментов

Если вы будете в бизнесе держаться только за проверенные технологии и механизмы, вы, скорее всего, не разоритесь. Но и не взлетите. Это как у Горького про Ужа и Сокола. Те, кто проверял эти технологии и механизмы, уже получили основную пользу от них, вам мало что осталось.

И когда вы забиваете в своем ребенке тягу проверять новое, неизвестное, вы обрекаете его на такое вот ужиное существование. То есть возможно, что он поднимется над ним — но произойдет это не благодаря вам, а вопреки вам. Хотели бы вы этого.

И когда вы просто не поддерживаете эту тягу, вы передаете все в руки судьбы, случая и чего там еще. Не так плохо, как если бы забивали. Но и не так хорошо, как должно бы быть в идеале.

Стремитесь к новым знаниям и новому опыту вместе с ним. Это полезно для вас обоих. Но для вас это просто полезно, а для него это жизненно важно.

Не отступать перед препятствиями

«Ну вот, а я же говорил, я же предупреждал, не надо было тебе браться за это дело». Повторите это пару десятков раз — и вы либо вызовете в ребенке стойкое недоверие к себе, либо, если его ресурс доверия к вам больше, чем его формирующаяся воля, он навеки усвоит, что за препятствие ходу нет.

И будет мыкаться по холодному городу жизни, не имея возможности ни открыть, ни выбить ни одну из закрытых перед ним дверей. А за теми дверями, которые и так открыты, обычно живут бомжи.

«Главное, что ты сделал выводы. В следующий раз ты будешь сильнее — и преодолеешь и это». Вот так — правильно.

Идти за рамки

Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.
Альберт Эйнштейн

К сожалению, именно эта ключевая характеристика для специалиста в любом деле забивается существующей системами образования и воспитания наиболее активно.

Конечно. На то есть причины — эти системы просто относятся к старому миру. В индустриальную эпоху, например, каждый, по большому счету, должен был делать то, что ему говорит инструкция. Эти системы обеспечивали именно такой результат. Сейчас на первый план выходят другие критерии. А образование и воспитание еще не догнали их. Читайте «Гадких лебедей» (если вы оптимист) или «Волны гасят ветер» (если вы пессимист) Стругацких. Там все сказано, в принципе.

Сложно научить человека выходить за рамки. Честно — вот ничего на ум нейдет. Это было бы проблемой, если бы большинство людей не порывались это делать самостоятельно — как раз в том возрасте, о котором мы говорим сейчас. И все, что требуется здесь от вас — не забивать. И поддерживать. Не забывайте об этом.


А теперь — маленький разворот. Вы прочитали все это, думая о своих нынешних или будущих детях. Но все это равным образом подходит и к вам самим. Вы вольны воспитывать себя, сколько бы лет вам ни было. Если вы готовы взять ответственность и ваши намерения серьезны.

Действуйте.


sample-81

Получили пользу от статьи? Получите еще больше:

  • Статьи с методиками делового и личностного роста
  • Самые принципиальные для российского бизнес-сообщества новости
  • Старые и современные притчи о главном
Выдаем тайны по e-mail. Подпишитесь на них

Оцените статью ПлохоБесполезноНеплохоПолезноОчень интересно
Похожие записи

СВЕЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

  • 19
    12.2016

    5 причин не нанимать сотрудника, даже если он квалифицирован

    Вы занимаете руководящий пост — а значит, периодически вам приходится нанимать новых людей. И с большой долей вероятности вы при этом наступаете на те же грабли, на которые наступает большинство работодателей. В первую очередь абсолютное большинство рекрутеров в первую очередь смотрит на квалификацию сотрудника — его навыки, его стаж. Они по привычке пишут длиннющие списки […]

  • 8
    12.2016

    Стресс и 10 работающих способов избавиться от него

    Покажите мне человека, который не задолбался. Доказано: умеренный стресс полезен. Не сильная и не постоянная тревога. Она «подогревает» мозг, нервные клетки, ответственные за долгосрочную память, начинают размножаться быстрее. Но полезен только умеренный стресс. Потому что от неумеренного стресса запускается атрофия участка мозга, который отвечает за самоконтроль. Ну и покажите мне человека, который разумно испытывает только […]

  • 28
    10.2016

    Выходные успешного человека: 10 отличий от обычных выходных

    Когда в делах — я от веселий прячусь; Когда дурачиться — дурачусь; А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников; я не из их числа. реплика Чацкого, «Горе от ума», Александр Грибоедов Конечно — ваш успех не определяется тем, как вы отдыхаете. Он определяется тем, как вы работаете. Но вот то, как вы работаете… как […]

  • 30
    09.2016

    Как копировать чужой бизнес? Инструкция для умных

    Во-первых. Рассуждения о том, что копировать плохо и надо идти полностью своей дорогой — несостоятельны. Даже если вы выносили просто невероятную идею, невиданную ранее категорию товара, которая нужна всем, хотя они об этом не знают. Даже в этом случае ваша бизнес-модель все равно будет опираться на уже разработанные кем-то. И человек, который гордо заявляет, что […]

  • 26
    09.2016

    6 уроков бизнеса, которые вы могли бы дать своему ребенку

    Не всему учат в школах и университетах. И вот незадача — главному как раз-таки не учат. Синусы, косинусы, «я помню чудное мгновенье»… Это все факультативно. Характеристики, необходимые для успешной жизни, возможность побеждать себя и обстоятельства — вот что главное. Нам всем приходилось постигать эту науку самостоятельно. А задача образования и воспитания — спрямить путь человека. […]

  • 12
    09.2016

    Как выбирать сотрудников? Кого из них стоит сохранять? Как вычислить лентяев?

    Три вопроса из заголовка тесно связаны. Выбор сотрудников для вашей команды вообще во многом крутится именно вокруг лени и привычки к имитации бурной деятельности. Таким образом, если мы поймем, как вычислить лентяя, скрывающего свою сущность — и лучше всего, конечно, сделать это как можно раньше — то проблема подбора сотрудников будет по большей части решена. […]