Как копировать чужой бизнес? Инструкция для умных

Во-первых. Рассуждения о том, что копировать плохо и надо идти полностью своей дорогой — несостоятельны. Даже если вы выносили просто невероятную идею, невиданную ранее категорию товара, которая нужна всем, хотя они об этом не знают. Даже в этом случае ваша бизнес-модель все равно будет опираться на уже разработанные кем-то.

И человек, который гордо заявляет, что идет только своей дорогой и никого не копирует — заблуждается. Просто процесс копирования идет без контроля его разума, подсознательно.

Как это происходит? У каждого из нас в голове есть накопленная за всю жизнь база данных о том, как происходит бизнес. Подчеркнуто самостоятельный человек надергивает из нее различные элементы для своего бизнеса. Это не плохо само по себе. Это правильно — изобретать велосипед можно целую жизнь, а потом осознать, что он уже изобретен.

Но проблема этого подхода заключается в том, что такой подсознательный выбор образцов для копирования может быть удачным в каких-то отдельных элементах. Но осознанное копирование и улучшение всегда побеждает его в целом.

Эта статья называется «инструкция для умных», потому что остальные могут так и не принять сказанного выше — и отправиться в гордое и самостоятельное путешествие по темному складу граблей без фонарика. Их дело.

А мы с вами сегодня разберемся, как препарировать чужие бизнес-модели, выбирать лучшие прототипы для своего дела и создавать свой план на базе этих прототипов.

Начнем.

Бизнес-модель — изучаем, оцениваем, разрабатываем

Еще раз — оставьте размышления на тему «ну как же, вот кто-то придумывал бизнес, он же смог, а чего же я свой не придумаю?». Во-первых — он его тоже не придумывал. В лучшем случае внес пару интересных идей. Остальное — опыт, накопленный поколениями. Во-вторых — вы же тоже не лыком шиты. И тоже внесете несколько ценных идей, исправите ошибки и улучшите сильные стороны. Во всяком, случае, если подойдете к этому процессу осознанно.

Суть

Что такое бизнес-модель? Это механизм, по которому компания зарабатывает деньги.

Максимально кратко ее можно изложить как ответ на четыре вопроса.

Например — компания «Рога и копыта» зарабатывает деньги на том, что покупает рога и копыта (что берем?), делает из них целебный порошок, смешивает в секретных пропорциях (как изменяем?) и продает пенсионерам (кому это нужно?), которые покупают целебный порошок именно этой компании, потому что от него мир кажется ярче (почему им нужно именно это?).

Такая формула лежит в основе всякого бизнеса. Предприниматель, который не может изложить свою бизнес-модель так кратко и ясно, обречен, хоть пока и не знает этого. Сейчас его бизнес может работать, потому что пока он случайно или интуитивно делал правильные шаги. Но он неуклонно начнет делать лишние действия, распыляться на ненужное и упускать из виду главное. Тогда его бизнес начнет расшатываться и затухать — и либо тихо затухнет окончательно, либо сгорит в какой-нибудь безумной вспышке, когда этот предприниматель решит, что знает, как исправить ситуацию, и выкинет какой-нибудь ну совсем уж лишний финт ушами (такая вспышка может оказаться и удачной, кстати — но после нее цикл просто запустится по новой и скоро снова вернется в ту же точку).

Поэтому такую формулировку собственной модели придется вывести и вам. Но не сегодня.

Дело в том, что для полноценного вникания, разумного копирования и улучшения чужой модели или чужих моделей ее или их нужно изучить более обстоятельно.

Восемь элементов бизнес-модели

  1. Сегменты потребителей. Расширенный и формализованный ответ на вопрос «кому это нужно?».
  2. Ценностные предложения. Опять же — расширенный и формализованный ответ на вопрос «почему им это нужно?». Предлагаемые вами товары и услуги и отличия, которые должны убедить клиентов пользоваться именно вашими товарами и услугами.
  3. Структура доходов. За что вам платят и как это происходит.
  4. Структура издержек. Третий пункт наоборот. За что вы сами платите и как это происходит.
  5. Каналы сбыта. Пути, которыми ваши товары и услуги доходят до клиентов.
  6. Ключевые виды деятельности. То, от чего действительно зависит работы всего этого.
  7. Ключевые ресурсы. То, без чего нельзя обойтись, чтобы все это работало.
  8. Ключевые контрагенты. Те, с кем вам нужно иметь хорошие бизнес-отношения для реализации всего остального.

Это — то, что мы должны понять об уже действующих предприятиях, на которые ориентируемся. И это — то, что мы должны получить на выходе.

План действий

Для этого нам предстоит пройти через несколько основных этапов.

  1. Выбрать сферу деятельности.
  2. Найти состоявшиеся в этой сфере компании и проанализировать их бизнес-модели.
  3. Создать первый вариант модели вашего бизнеса на основании этого анализа.
  4. Тщательно разобрать получившуюся модель и выявить элементы, которые можно улучшить.
  5. Внести коррективы и создать рабочую версию модели.
  6. Создать рабочий бизнес-план на базе этой модели.

Несколько слов о выборе ниши

Тут есть два критерия, про которые предприниматели часто забывают, а потом очень жалеют об этом.

На продукцию этой ниши должен быть спрос. Не надо пугаться высокой конкуренции — лучше стоит испугаться полного отсутствия конкуренции. Потому что вероятность того, что до вас это пробовали — высока. Значит, не получилось.

Нет, конечно, из любого правила могут быть исключения. Та самая невиданная идея, которая не рифмуется вообще ни с чем на современном рынке. Что-то, что перевернет все. Окей, пробуйте, если уверены. Просто помните о том, насколько маловероятны исключения и будьте осторожны.

Это, кстати, не отменяет необходимости анализировать чужие бизнес-модели. Лазерный меч сильно отличается от кофеварки, но продажа лазерного меча от продажи кофеварки — не очень сильно. Так что ищите ближайшую по логике нишу и разумно адаптируйте используемые в ней механизмы к вашей уникальной идее.

И второе. Эта ниша должна вам нравиться. Вам нравятся деньги? Окей, всем нравятся деньги. Но настоящие деньги ваш бизнес в любом случае начнет приносить не сразу. Это же не бинарные опционы, не моментальный заработок в интернете и не еще какой-нибудь лохотрон, простите мне мой французский.

Так вот — в случае, если выбрали нишу, ориентируясь только на то, что вам нравятся деньги, пережить этот первый период вам будет намного сложнее. Не факт, что вы пройдете его, не сдавшись и не ожесточившись, или не изгадите себе жизнь на долгие годы.

А дело, которое вам нравится само по себе, тоже в результате будет приносить нравящиеся вам деньги. И не факт, что их будет сильно меньше.

Ищем ориентиры

Во-первых — как мы выбираем эти ориентиры в нашей нише? Решите для себя, что является для вас и для этого сегмента наиболее весомыми критериями успеха. Это может быть:

Во-вторых — как и где мы ищем соответствующие нашим пожеланиям компании? Это могут быть:

Создаем табличку в экселе и начинаем поиск. В табличку вносим сведения о найденных компаниях и выставляем им оценки по выбранным критериям. По какой шкале ставить баллы — решайте уж сами. Но бизнес-тренеры напоминают, что градации больше 4-5 вариантов человеческий мозг на деле не воспринимает.

Выставленные баллы суммируются. Для наиболее подходящего результата вам стоит воспользоваться коэффициентами значимости того или иного показателя. Например, размер компании для вас важен, но финансовые показатели важнее. Значит, размер умножаем на 0,5, а финансовые показатели — на 1. В экселе вы отстроите эту схему без особых проблем.

Изучаем модели и строим свою

Мы выбрали несколько (3-5) компаний, которые достигли в нашей отрасли наибольших успехов. Теперь мы препарируем и изучаем их. Здесь не грех удариться в легкий шпионаж.

Делать это можно очень разными методами — их мы, кстати, уже обсуждали в статье про промышленный шпионаж.

Но мне сразу хотелось бы предостеречь вас от одной ошибки. Если вы будете опираться только на сведения, полученные невооруженным глазом, или смотреть на преимущества чужой компании со своей точки зрения, а не с точки зрения целевой аудитории — вы недополучите примерно половину пользы от этого метода.

А так — да, заполняем для каждой компании, выбранной в качестве объекта исследования, те самые восемь блоков, которые перечисляли выше.

А потом садимся и начинаем сравнивать. Если одна компания явно успешнее других — и разительно отличается от них одной из строчек бизнес-модели — это повод задуматься. Если большая часть компаний ставит на что-то одно и преуспевает — значит, и вам нельзя терять этого из вида.

Так вы сформируете первичную модель своего бизнеса.

Исправляем ошибки и улучшаем модель

А вот здесь извините — мы вторгаемся в область, для которой сложно выделить какие-то общие правила. Вы хорошо разбираетесь в выбранной вами области?

Нет? А я предупреждал, что нужно выбирать то, что вам нравится…

Да? Значит, у вас наверняка есть какие-то корректировки, которые вы бы хотели протестировать.

Пишем бизнес-план

«Какой еще бизнес-план?», возмутитесь вы, «Ведь и так уже бизнес-модель написали!». Да вы не волнуйтесь. У нас и бизнес-модель получилась сравнительно небольшая и емкая. Какие-нибудь выпускники школ MBA нас бы за нее оплевали и забросали бы своими пятисотстраничными бизнес-талмудами. Бизнес-план будет такой же компактный.

Бизнес-план содержит наброски организационного (что за чем и зачем мы делаем) и маркетингового (отставить пренебрежительную усмешку — это самое главное: как мы доносим предложение до целевой аудитории, чтобы начались продажи) планов.

И еще — бизнес-план содержит приблизительные данные по финансовым показателям. Чтобы вы понимали, сколько нужно вложить и когда оно вернется. Иначе начнется блуждание в сумрачном лесу с кучей непонятных надежд. Нет — оставь надежды, всяк сюда входящий. Обопрись на план.

В вашем бизнес-плане учтите:


Вот и все. Можно начинать.

Еще раз повторюсь — описанные механизмы помогут вам как при чистом копировании и вхождении в изученную вдоль и поперек нишу, так и при оформлении вашей уникальной идеи в действующий бизнес.

Если же вы не готовы стартовать прямо сейчас, то лучше не полагайтесь на память, а сохраните эту страницу в закладках браузера. А то забудете же что-нибудь — и станете потом по граблям ходить. Обидно будет.


sample-81

Получили пользу от статьи? Получите еще больше:

  • Статьи с методиками делового и личностного роста
  • Самые принципиальные для российского бизнес-сообщества новости
  • Старые и современные притчи о главном
Выдаем тайны по e-mail. Подпишитесь на них

Оцените статью ПлохоБесполезноНеплохоПолезноОчень интересно (голосов: 4, оценка: 5,00)
.
Похожие записи

СВЕЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

  • 19
    12.2016

    5 причин не нанимать сотрудника, даже если он квалифицирован

    Вы занимаете руководящий пост — а значит, периодически вам приходится нанимать новых людей. И с большой долей вероятности вы при этом наступаете на те же грабли, на которые наступает большинство работодателей. В первую очередь абсолютное большинство рекрутеров в первую очередь смотрит на квалификацию сотрудника — его навыки, его стаж. Они по привычке пишут длиннющие списки […]

  • 8
    12.2016

    Стресс и 10 работающих способов избавиться от него

    Покажите мне человека, который не задолбался. Доказано: умеренный стресс полезен. Не сильная и не постоянная тревога. Она «подогревает» мозг, нервные клетки, ответственные за долгосрочную память, начинают размножаться быстрее. Но полезен только умеренный стресс. Потому что от неумеренного стресса запускается атрофия участка мозга, который отвечает за самоконтроль. Ну и покажите мне человека, который разумно испытывает только […]

  • 28
    10.2016

    Выходные успешного человека: 10 отличий от обычных выходных

    Когда в делах — я от веселий прячусь; Когда дурачиться — дурачусь; А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников; я не из их числа. реплика Чацкого, «Горе от ума», Александр Грибоедов Конечно — ваш успех не определяется тем, как вы отдыхаете. Он определяется тем, как вы работаете. Но вот то, как вы работаете… как […]

  • 30
    09.2016

    Как копировать чужой бизнес? Инструкция для умных

    Во-первых. Рассуждения о том, что копировать плохо и надо идти полностью своей дорогой — несостоятельны. Даже если вы выносили просто невероятную идею, невиданную ранее категорию товара, которая нужна всем, хотя они об этом не знают. Даже в этом случае ваша бизнес-модель все равно будет опираться на уже разработанные кем-то. И человек, который гордо заявляет, что […]

  • 26
    09.2016

    6 уроков бизнеса, которые вы могли бы дать своему ребенку

    Не всему учат в школах и университетах. И вот незадача — главному как раз-таки не учат. Синусы, косинусы, «я помню чудное мгновенье»… Это все факультативно. Характеристики, необходимые для успешной жизни, возможность побеждать себя и обстоятельства — вот что главное. Нам всем приходилось постигать эту науку самостоятельно. А задача образования и воспитания — спрямить путь человека. […]

  • 12
    09.2016

    Как выбирать сотрудников? Кого из них стоит сохранять? Как вычислить лентяев?

    Три вопроса из заголовка тесно связаны. Выбор сотрудников для вашей команды вообще во многом крутится именно вокруг лени и привычки к имитации бурной деятельности. Таким образом, если мы поймем, как вычислить лентяя, скрывающего свою сущность — и лучше всего, конечно, сделать это как можно раньше — то проблема подбора сотрудников будет по большей части решена. […]