За какие нематериальные активы готового бизнеса
действительно стоит доплатить?
Нематериальные активы готового бизнеса — то, что делает бизнес дороже, чем простая сумма его составляющих.
Готовый бизнес включает в себя много элементов, каждый из которых чего-то стоит. Но стоимость бизнеса суммой этих цифр не исчерпывается – иначе почему бы не купить все составляющие предприятия по отдельности? Нет, продавец хочет за свое детище явно больше простой суммы его элементов, напирая на некие нематериальные активы готового бизнеса. Стоит ли ему верить – и если да, то насколько?
Оговоримся сразу – нематериальные активы готового бизнеса существуют. И за многие из них действительно не грех доплатить. По большому счету, именно из-за них вы его и покупаете.
Совокупность всего этого трудноуловимого, что заставляет покупателей выбирать именно этот магазин, а не соседний, хоть все материальное в них и одинаково, в англоязычной литературе уже как минимум больше века называется goodwill. Теперь это наименование стало использоваться и у нас – прямо как Legal Due Diligence.
Что не входит в нематериальные активы готового бизнеса?
Продавцы бизнеса имеют разную степень адекватности. Все они – за исключением совсем обанкротившихся – хотят получить с вас какие-то доплаты сверх ликвидационной стоимости предприятия. За что хотят получить деньги неадекватные продавцы?
- «Мой тяжкий кропотливый труд на протяжении десяти лет» не входит в нематериальные активы готового бизнеса. За ту часть тяжкого кропотливого труда, которая отложилась в виде каких-то более ценных показателей, вы и так платите, остальное – не ваша проблема.
- То же самое касается изведенных нервов и недоспанных ночей продавца.
- «В этот бизнес, который сейчас стоит максимум миллион, за время его существования вложил как минимум три, и теперь хочу получить их назад». Бездарное руководство и пережитые экономические катастрофы также не входят в нематериальные активы готового бизнеса, которые вам следует оплачивать.
Если вам так нужен бизнес этого продавца, попытайтесь объяснить ему, что так дела не делаются. Или просто купите другой бизнес.
Никогда не вкладывайте деньги в идеи, которые вы не можете изложить на бумаге.
Питер Линч, американский инвестиционный менеджер
Какие нематериальные активы готового бизнеса действительно стоят покупки?
- Те, что прямо называются «нематериальными активами» в российской юридической практике. То есть всевозможные авторские права, права на торговые знаки и «ноу-хау». Авторские права нас сейчас заинтересуют вряд ли, но вот что касается торговых марок – да, вы платите за это, потому что это уже известно людям и работает, в отличие от того, что вы можете предложить им при постройке бизнеса с нуля.
- Упомянутый гудвилл, деловая репутация. Если вы покупаете салон красоты или автосервис – у его мастеров есть некая клиентская база, которая приносит доход. Если вы покупаете бар – у него есть завсегдатаи. Если вы покупаете кафешку в квартале офисных зданий – у нее есть некоторое количество офисного планктона, который наполняет ее каждый обеденный перерыв.
- Отлаженные связи. Поставщики, которые уже долгое время работают с этим предприятием – это ресурс, который вам иначе пришлось бы нарабатывать значительное время. За это также стоит доплатить – только нужно быть уверенным, что это связи именно предприятия, а не его бывшего хозяина, и с его уходом эти связи не превратятся в тыкву.
Другой вопрос – во сколько все это оценивать. Профессиональные оценщики пользуются определенными методиками, которые непосвященных вводят в ступор. Хотя на самом деле можно состыковать цену и «на глаз», если выходящая сумма находится в пределах разумного. В конце концов, наши специалисты, занимающиеся налаживанием контактов между покупателем и продавцом, следят, чтобы ни один из них не пытался ездить на другом.
Оцените статью (голосов:
2, оценка:
5,00)