Продажа бизнеса: 4 непростительных
ошибки продавца
Самостоятельная продажа бизнеса чревата многими проблемами.
Стороннему человеку покажется, что купля и продажа бизнеса оставляет простор в основном для ошибок покупателя. Без мудрого совета профессионалов он может купить не то, что ему нужно, оформить сделку не так, как полагается, ему, в конце концов, могут впарить бизнес, который издохнет через полгода. А как может ошибиться продавец? Ну не рассматривать же всерьез возможность, что половина покупателей – хитрые фальшивомонетчики и бандиты?
На самом деле, грамотная продажа бизнеса – тоже наука
А вот специалисты в области продажи бизнеса говорят: продавцы еще как ошибаются. Из-за их ошибок сделки срываются, покупатели сбивают цену на астрономические суммы, а объявления о продаже конкретного бизнеса могут висеть долгие месяцы или даже годы. Если вы собираетесь продать предприятие, которое по какой-то причине перестало вас интересовать, вы должны знать, каких ошибок продажа бизнеса не терпит.
Наибольший риск заключается в том, что ты не знаешь, чего ты не знаешь.
Вильям Моугайр
1. Неверная оценка бизнеса + упорство = бизнес, который никто не купит
В большинстве случаев родители уверены, что их дети – самые лучшие. Так же и создатель бизнеса уверен, что его предприятие – очень дорогое.
К сожалению или к счастью, стоимость бизнеса при продаже определяется не количеством крови и пота руководителя, которое он затратил на этот бизнес за 20 лет его существования. И не текущими финансовыми потребностями продавца. Подробно про оценку бизнеса мы уже говорили в отдельной статье, сейчас остается только напомнить, что за сумму, взятую с потолка, ваш бизнес, скорее всего, просто не купят. Это распространенная ошибка, при которой продажа бизнеса становится мучительной.
2. Не пытайтесь лгать!
Если ваш бизнес убыточен, и вы хотите продать его по этой причине, не пытайтесь никого обмануть. Нет, дело не в совести и не в карме. Просто вас вычислят. Если вас уличат даже в самой маленькой лжи – с вами не будут общаться. Сделка сорвется. И следующая сделка сорвется. И следующая.
Тут вы скажете: «а вариантов нет – либо я обманываю и возможно когда-нибудь продаю эту обузу, либо пытаюсь быть честным и никто у меня ее не покупает». Нет, почему же. Вы удивитесь, но убыточный, приближающийся к банкротству бизнес у вас тоже могут купить. Разумеется, если цена адекватна положению дел в нем. И если вы сразу и честно скажете, что с этим бизнесом не так.
3. Снижайте риски – или не удивляйтесь потом
Бывает так, что при всех разнообразных плюсах вашего бизнеса его у вас все равно никто не покупает. Приходят, присматриваются, анализируют – и уходят. И вы можете даже не сразу понять, что возможных покупателей отпугивают высокие риски вашего предприятия.
Стандартный 11-месячный договор аренды помещения, например, при прогнозируемой окупаемости в два года. Покупатель не знает арендодателя, не может быть уверен, что договор продлят – и это предприятие кажется ему авантюрой. Также к рискам относится зависимость от ключевого персонала или клиентов – но их устранить перед продажей вам будет сложнее, чем первый.
4. Все дороги ведут к бизнес-брокеру
На самом деле, все три эти большие ошибки – и еще большое количество других, поменьше – в итоге сливаются в одну. Некоторые бизнесмены пытаются продать свое дело самостоятельно, без советов и сопровождения людей, которые занимаются помощью в купле-продаже бизнеса профессионально. Все ошибки, которыми чревата продажа бизнеса, эти люди уже видели раз по пятьдесят и знают, как их нужно исправлять.
Вы же не собираетесь вырезать себе аппендицит самостоятельно?
Так доверьтесь же профессионалам и в этой сфере – потому что неудачная продажа бизнеса не менее опасна, чем неудачно вырезанный аппендицит. Ну ладно, ладно, это преувеличение, конечно. Но поверьте — не такое большое.