Почему старые владельцы решают продать бизнес?
Если кто-то решил продать бизнес — это не значит, что его бизнес обязательно плох или убыточен.
Для нашей страны практика продажи бизнеса – новая. Как доверять ей – непонятно. Давайте же будем недоверчивыми вместе! Нет, ну серьезно: если некий человек вдруг решает продать бизнес – значит, он ему не нужен. А если он не нужен даже ему – зачем он нужен вам или мне? Вероятно, бизнес плох. Тут явно что-то нечисто!
Как знать, на самом деле. Пару лет назад я бы тоже подумал так. Теперь, побольше посмотрев на конкретные жизненные ситуации, я вижу, что решение продать бизнес совсем не обязательно означает, что бизнес был плох.
Почему и зачем люди решают продать бизнес?
Продать бизнес и заняться другим
Человек заводит автосервис, дела идут в гору, предприятие становится прибыльным. А потом на набежавшие деньги он между делом открывает бар в паре кварталов от основного бизнеса. А через год он вдруг понимает, что бар ему интереснее, да и прибыльнее.
И хочется развивать его, а автосервис задолбал, да и висит на ногах грузом. Что он делает для того, чтобы высвободить больше денег и времени под то, чем ему реально хочется заниматься? Приходит в «Дикастер» и находит покупателя на автосервис. И автосервис – действительно хороший и прибыльный, просто хозяину уже не нужен. Такие и подобные случаи встречаются очень часто.
Продать бизнес и уехать к морю
Встречается еще вариант, когда человек устает жить в условиях 62 (в лучшем случае) солнечных дней в году и решает уехать растить детей куда-нибудь поюжнее. Но ни в Ростов, ни в Сочи, ни, чем черт не шутит, на Гоа, взять свой магазин с собой невозможно. Вот он и хочет продать бизнес, выращенный долгим непосильным трудом в хорошие руки за хорошие деньги.
Продать бизнес и забыть, как страшный сон
Конечно, не всегда все так радужно. И бывают случаи, когда люди собираются спихнуть с своих плеч разваливающийся бизнес и вытащить таким образом хоть часть вложенных в него денег. Но прежде, чем брезгливо морщить нос и уходить с сайта, заметьте следующее.
Во-первых, моих коллег, проверяющих состояние его бизнеса перед началом посредничества, обмануть по поводу доходности предприятия нельзя. А большинство продавцов даже и не пытается, честно говоря. В результате этот бизнес, проигрывающий из-за жесткой конкуренции или неграмотной политики руководства, предлагается к продаже за значительно меньшие деньги.
А теперь вы спрашиваете: «а на кой мне сдался убыточный бизнес, пусть и со скидкой?». Вот здесь мы и подходим к «во-вторых». Часто одна адекватная идея о реорганизации, до которой прошлый хозяин не додумался, может превратить купленный за копейки бизнес-дыру в стремительно растущий бизнес-гору. Но здесь уж, конечно, вам самим смотреть – хотите ли вы за это браться и справитесь ли вы с таким поворотом.
Вам надо правильно выбрать лошадей, чтобы проскакать следующие пять или десять лет, так как вы ведь не захотите их менять раньше.
Стив Джобс
В любом случае, всегда есть возможность купить здоровый и прибыльный бизнес. А фуфло под видом здорового и прибыльного бизнеса у нас втюхивать не принято – печемся о репутации.