Кризисные бизнес-тренды. Что уже есть? Чего ждать?
Ничто не ново под луной — и кризис не может изменить главного закона потребления: «хлеба и зрелищ!». Однако надо понимать, что кризис меняет концепцию подачи клиенту этих самых зрелищ и хлебов. Как меняет? Сегодня вы узнаете все.
Начнем с трендов в сфере хлеба
Дауншифтинг ресторанов
Самым ярким трендом в HORECA осени-зимы 2015-2016 стала мимикрия под «советские столовые» кафе и ресторанов более дорогого сегмента. Думаем, многие уже заметили обилие таких весьма недорогих по среднему чеку столовых, обстановка в которых и интерьер вразрез этому – по высокому классу. Что порой может вызывать определённый диссонанс восприятия.
Причина – вынужденная экономия потребителей и следующее за ней нежелание тратить деньги в ресторанах, когда можно поесть и дома или в более дешёвом месте.
Вот и появился логичный ответ на данный тренд, когда на период кризиса заведения перепрофилируются из дорогих ресторанов в «столовки» эконом-класса.
В то же время стартаперов, желающих открыть объект общепита любого формата с нуля, не особо много из-за бесконечных набегов из наших проверяющих органов (пожарники, СЭС и так далее). Проверки, к тому же, весьма часто осуществляются внепланово и финансовый исход их нельзя предугадать или заложить в бизнес-планы.
Приехал. Увидел. Накормил
Хорошей альтернативой традиционному кафе является «кафе на колёсах». Как обычно, всё свежее и новое приходит к нам с никак не догнивающего Запада, пусть и с опозданием в добрую сотню лет.
Если раньше пунктами быстрого питания на ходу в городе были многочисленные ларьки-шавермичные и ларьки-блинные, которые администрация почти успешно вычистила с улиц, то сейчас появляется всё большее количество «Газелек», предлагающих нехитрую снедь в виде булок, гамбургеров и безалкогольных напитков.
Ранее в подобных «Газелях» можно было только прикупить колбасы и сосисок по дороге домой с работы или приобрести сложную головоломку-чебурек. В ближайшем же будущем более продвинутые авто-кафе станут предлагать уже не разогретые в микроволновке полуфабрикаты, а, подобно поспешно копируемым западным аналогам, начнут готовить полноценный фастфуд (для более подробного погружения в вопрос предлагаем ознакомиться с прекрасной комедией Джона Фавро «Повар на колёсах»).
Вместе с ними мы наблюдаем аналогичную популярность автомобилей-каблучков, паркующихся где попало и предлагающих кофе с собой.
Хотим обратить ваше внимание, что разрешение на торговлю таким «движущимся общепитам» всё равно необходимо. Кроме того, само собой, нужно разрешение СЭС. Если же вам пришлось дорабатывать ваш автомобиль, то потребуется ещё регистрация в МРЭО о модернизации.
Если вкратце на салфетке накидать бюджет стартовых расходов, то получится, что только на автомобиль потребуется 3-4 миллиона рублей. Кроме того, в него нужно будет поставить микроволновку, кондиционер, кофе-машину, плюс внешнее и внутреннее оформление – потянет тысяч на 300.
Маркетинговые затраты будут минимальны. Сам по себе заметный яркий фургон и удачное место его парковки будут прекрасной рекламой. Можно, конечно, использовать продвижение в Инстаграме или Твиттере. Кстати, герои вышеупомянутого фильма, когда они открыли такой бизнес, активно привлекали новых посетителей в своё кафе именно через Твиттер.
Если говорить о кофемашине на колесах, то затраты на ее запуск могут быть гораздо меньше: автомобиль с виниловой оклейкой (авто, кстати, может быть и б/у — главное, чтоб на ходу) и сама кофемашина плюс расходники (стаканчики, ложечки, сахар, сливки/молоко и кофе) – всё возможно уложить миллиона в полтора-два.
Рост антикафе в период антироста экономики
Другим трендом является появление всё большего количества так называемых антикафе, где посетитель может приятно провести время в уютной обстановке с чаем-печеньками или даже кальяном, заплатив за это не по меню, а за время пребывания.
Например, в одном из антикафе, расположенных в самом центре Петербурга, стоимость минуты прибывания равна двум рублям. При этом там очень уютно, эксклюзивный дизайн залов и комнат, неограниченное количество чая и кофе разных сортов и сладости. Обещали также в ближайшее время начать угощать кальяном, пусть даже и электронным.
И посадка там всегда практически битком, хотя само заведение открылось не так давно. Как вы понимаете, посидеть и уютно пообщаться в таком эксклюзивном месте вам может обойтись всего лишь в 120 рублей за 2 часа.
Дешевая крыша
То же самое прослеживается в HORECA гостиничного бизнеса: здесь явный рост спроса на дешёвые мини-отели и хостелы, переоборудованные из коммунальных или многокомнатных квартир. Мы видим это по увеличению спроса — количество заявок в отдел продажи бизнеса «Дикастер» на покупку мини-отелей и хостелов растёт, хотя зима – это как раз-таки не сезон для этого вида бизнеса.
Ключевой кризисный бизнес-тренд

Нужны ли дополнительные комментарии к этой фотографии. Да, вот именно это — ключевой бизнес-тренд кризисного времени.
Вообще хотим отметить, что при длящемся кризисе большое количество видов бизнеса будет перемещаться в более дешёвые площади. Аналогично 2008-2009 годам арендаторы будут сокращать метражи, просить о снижении арендных ставок или переезжать в более дешёвые бизнес-центры.
А многие виды бизнеса — тренинговые и обучающие компании, салоны красоты — будут перемещаться из дорогих точек в более дешёвые либо вообще в квартиры. Или брать в аренду залы тех же антикафе.
Хуже дела обстоят у ритейлеров, здесь прослеживается однозначный спад, который продлится и в будущем. Даже предновогодний ажиотаж оказался и не ажиотажем вовсе. По показателям выручки он стал процентов на 20-25 ниже в сравнении с прошлыми годами. Незначительный рост будет в сегменте товаров «эконом» из-за перетекания клиентов среднего класса. Только люксовый сегмент, скорее всего, останется без изменений.
Торговые комплексы будут недосчитываться прибыли и терять арендаторов, поскольку в настоящее время происходит переписывание покупательских паттернов у ключевого слоя покупателей: среднего класса.
Золотая середина покупателей учится экономить (или вспоминает старые навыки), пользоваться уже имеющимися товарами и предметами быта.
- Донашивает одежду из шкафа вместо покупки искусственно подогретых «последних писков моды».
- Откладывает приобретение более новых версий бытовых приборов и гаджетов. Зачем новый холодильник, если старый всё ещё работает (к тому же в него все равно нечего положить)?
- Отменяет покупку новых авто. Зачем покупать тот же автомобиль, но в новом кузове, если в нём поменялась только форма фар и радиаторной решётки?
- Список можно продолжать — но суть и так ясна.
Означает ли это, что общество потребления перестанет потреблять? Думаю, что всё-таки нет. Просто будет накапливаться отложенный спрос, который в зависимости от срока и давления обстоятельств будет вымещаться либо в смежные, либо в более дешёвые сегменты. По пирамиде Маслоу основной спрос сползёт к нижнему уровню базовых потребностей (еда, кров), закрыв на время более высокие уровни типа саморазвития и тому подобного.
Теперь о зрелищах
Ну, тут практически всё то же самое.
Открывать бизнес, связанный со сферой развлечений, в настоящее время — не самая лучшая идея.
Только люксовый сегмент, малочувствительный к кризисным явлениям и не знакомый с понятием экономии, продолжит ходить в парки развлечений, спа-салоны, концертные залы или выставки современного якобы-искусства.
Эконом-класс и средний класс, как уже было сказано выше, начинают активно сокращать расходы, из всех доступных развлечений оставив только походы в кинотеатры. Но даже и тут большинство предпочтёт вместо того, чтобы тратить от 300 до 1000 рублей за один билет, устроить кинопросмотр дома, благо онлайн-кинотеатров в сети сейчас предостаточно, а современных телевизоров, способных подключаться к компьютеру, эта прослойка людей набрала с запасом ещё в 2014-м году, в преддверии кризиса. Все мы помним очереди в магазинах бытовой техники перед новым 2015-м годом.
Соответственно, интересной формой нового бизнеса могло бы стать как раз создание или приобретение готового онлайн-кинотеатра. Готовый и продвинутый сайт с кинолентами может стоить до 3 миллионов рублей. Создание и продвижение фактически будет стоить столько же, только сумма эта будет размазана по времени. Но и прибыль от показа рекламы при создании онлайн-кинотеатра с нуля придёт далеко не сразу – тут всё будет зависеть от посещаемости вашего ресурса.
Другим немаловажным моментом будет являться легальность размещаемого контента и вопросы взаимодействия с правообладателями.
Неожиданная помощь бизнесу

Вот уж от кого не ждали… Но это так — «безумный принтер» Госдумы может высоко вознести предпринимателя с хорошей реакцией.
Что может помочь ещё на старте бизнеса даже в кризисное время – так это, как ни странно, само наше государство. А точнее – новопринимаемые законы.
Например, после вступления в силу закона о банкротстве физлиц открылся целый новый рынок, и к юристам, быстро сориентировавшимся и изучившим предмет, хлынул поток закредитованных клиентов, готовых платить деньги, чтобы списать долги. Например, наши партнёры открыли с нуля офис и вышли в прибыль всего через 3 (!) месяца после начала работы по данной нише.
После изменения законодательства насчёт порядка оформления мелких ДТП резко возрос спрос на услуги так называемых «аварийных комиссаров».
В связи с повышением тарифов ЖКХ начали активно продаваться… магниты, останавливающие счётчики горячей и холодной воды в квартире. О правомерности мы здесь не говорим, только о бизнес-модели.
В связи с усложнением системы бухгалтерской отчётности с января этого года и увеличением штрафов за несвоевременную сдачу в фонды определённо возрастёт спрос на бухгалтерский аутсорсинг, поскольку директора большинства новообразованных фирм, до сей поры совмещавшие оперативную деятельность по управлению и развитию бизнеса и функционал главбуха, сидеть на двух стульях уже не смогут.
И таких примеров – масса. Главное — следить как работает наша Госдума, стряпающая законы со скоростью Дарьи Донцовой, да простит нас Скрудж за упоминание этого автора на страницах уважаемого бизнес-портала.
Получили пользу от статьи? Получите еще больше:
- Статьи с методиками делового и личностного роста
- Самые принципиальные для российского бизнес-сообщества новости
- Старые и современные притчи о главном
Выдаем тайны по e-mail. Подпишитесь на них
Оцените статью /rating_on.gif)
/rating_on.gif)
/rating_on.gif)
/rating_on.gif)
/rating_half.gif)
(голосов:
9, оценка:
4,89)