Как заставить каждого слушать вас?
7 правил хорошего рассказчика
Как стать хорошим рассказчиком? Для начала просто соблюдайте семь несложных правил.
А вы знаете, что публичных выступлений люди боятся больше, чем смерти? Это правда: глоссофобией страдают 95% людей, а танатофобией – значительно меньшая доля. Оно и верно: умереть точно сможет каждый, а вот не облажаться на публике сумеют очень немногие — ведь почти никто толком не знает, как стать хорошим рассказчиком.
При этом хорошие навыки рассказчика пригождаются практически в любой специальности. И чем выше вы забираетесь по лестнице профессионального роста, тем важнее они становятся.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
Наполеон Бонапарт, французский император
А самое досадное – что большинство руководств на эту тему просто заливает нам мозги полубесполезными либо общеизвестными фактами и техниками. Сегодня мы с вами сломаем этот обычай.
Сразу к делу
Не надо этих хождений вокруг да около.
Когда человек начинает рассказывать анекдот – он приковывает ваше внимание. Когда человек начинает рассказывать анекдот с вступления вроде «ой, я тут услышал анекдот, он смешной, может быть, вы тоже любите анекдоты – но вы же понимаете, этого никогда не было в жизни, даже не могло быть, ведь Чапаев и Штирлиц никогда не встречались, и Штирлиц вообще выдуманный персонаж, вы же понимаете – но хотите, я все-таки расскажу вам этот анекдот?» — он задолбал всех еще до того, как начал говорить.
Не надо вводок. Начните сразу с интересного – и вас будут слушать.
Баланс деталей
Детали – это вишенки на торте вашего рассказа. Торт с вишенками при прочих равных – намного лучше, чем торт без вишенок. Но кто догадается, что под вон той беспорядочной грудой вишни находится торт?
Детали оживляют рассказ, делают его ярче, заставляют проецироваться в мозгах слушателей. Но излишек деталей сбивает с толку как слушателя, так и вас, заставляет нить повествования запутываться, а аудиторию – тосковать.
Хорошо, если вы нашли идеальное количество деталей– но если вы в этом не уверены, помните: лучше дать чуть меньше, чем чуть больше.
Прицельтесь в каждого
Вы ведь не выступаете на стадионе «Лужники», верно? Перед вами не так много людей. И каждый из них будет слушать вас, если вы будете говорить лично каждому. Не надо смотреть в потолок – потолок внимательно выслушает вас при любом раскладе. Смотрите на людей. И адресуйте каждую фразу, каждый кусочек вашего рассказа новому человеку. Важно при этом не просто поворачивать голову, а ловить человеческие взгляды, устанавливать зрительный контакт.
Помните, кто перед вами
Перед важным поединком боксеры до дыр засматривают записи прошлых боев будущего противника. Вы выходите на поединок со своей аудиторией – и вы должны знать, где находятся ее слабые места, какие темы вызовут у нее интерес, какими словами вы сможете пробить оборону ее здорового пофигизма. Пол, возраст, образование, профессия, интересы — вы ведь знаете это о них?
Не пренебрегайте образной речью
Как вы предпочтете таскать камни: по одному в руках или помногу в тележке? Ответ очевиден. Так же и со смыслами речи: вы можете объяснять свои мысли и ощущения дословно, а можете – метафорически. В первом случае вам придется поработать языком значительно больше, и на результат уйдет больше времени. А чем больше смысла вы укладываете в десять слов, тем старательнее аудитория прислушивается к вам.
Используйте тишину
Представьте себе начало пятой симфонии Бетховена – да-да, вот это вот тревожное «та-да-да-дам», тяжелую паузу, снова «та-да-да-дам», снова паузу – и так далее. А теперь мысленно уберите оттуда паузы и представьте этот же отрывок без них. Клоунада, правда? Где величие? Где красота?
Так же и с вашим рассказом. Ни в коем случае не забивайте каждую свободную секунду словами. Только с паузами ваш рассказ приобретет настоящую красоту — только так можно действительно стать хорошим рассказчиком.
Альфа и омега вашей речи
Места вашего рассказа, которые должны быть продуманы тщательнее всего – это начало и конец. Хорошим началом вы включите уши аудитории, заставите ее прислушаться к вам. Если начало провалено, сделать это в середине рассказа будет намного сложнее. И не смажьте конец. Крутые ораторы позволяют себе не читать с листа и не выучивать свое выступление целиком, импровизируют по ходу дела – и только первую и последнюю фразу они действительно заучивают заранее.
Последуйте этим советам – и вас будут слушать, разинув рты.
Получили пользу от статьи? Получите еще больше:
- Статьи с методиками делового и личностного роста
- Самые принципиальные для российского бизнес-сообщества новости
- Старые и современные притчи о главном
Выдаем тайны по e-mail. Подпишитесь на них
Оцените статью (голосов:
2, оценка:
5,00)